3. Танк Т-80 – лучший среди равных.
Нельзя не вспомнить, что практически одновременно с авиацией на поля сражения вышли бронированные чудовища – танки, остававшиеся на протяжении ХХ столетия основой наступательных и оборонительных боев на суше. Среди современных средних танков сложно выделить лучшие: это может быть американский или немецкий танк, но практика выдвинута советские (теперь украинские и российские) Т-72, Т-80 и Т-90. Об этом следует вспомнить, потому что оценив наиболее эффективные средства вооружения можно придти к пониманию возможности создания универсальной машины.
Т-80 - первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. История создания газотурбинных танков начиналась в СССР с 40-х годов прошлого века. Но только в 1963 году в Харькове под руководством А. А. Морозова одновременно со средним танком Т-64 была создана и его газотурбинная модификация - опытный Т-64Т, отличающийся от своего дизельного аналога установкой вертолетного газотурбинного двигателя ГТД-ЗТЛ мощностью 700 л.с. В 1964-м из ворот Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле вышел опытный объект 167Т с ГТД-3Т (800 л.с.), разработанный под руководством Л. Н. Карцева. В 1966 году на испытания вышел опытный объект 288, созданный в Ленинграде и оснащенный двумя ГТД-350 суммарной мощностью 700 л.с.
Средний танк Т-64, принятый на вооружение в 1967 году, по основным боевым показателям значительно превосходил зарубежные аналоги - М-60А1, "Леопард" и "Чифтен". Однако, в США и ФРГ с 1965 года развернулись совместные работы по созданию основного боевого танка нового поколения - МВТ-70, отличающегося повышенной подвижностью, усиленным вооружением (орудие пусковая установка ПТУР "Шилейла" калибром 155 мм) и бронированием. От советской танкостроительной промышленности потребовался адекватный ответ. СКБ-2 при Кировском заводе была поставлена задача разработать вариант среднего танка Т-64 с газотурбинной силовой установкой, отличающийся повышенными боевыми характеристиками. Первый "кировский" газотурбинный танк нового поколения, объект 219сп1, изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т.
На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова.
В результате модернизаций от Т-64 сохранились пушка, боеприпасы, автомат заряжания, отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты. После постройки и отработки нескольких опытных машин, на что ушло около семи лет, 6 июля 1976 года новый танк был официально принят на вооружение под обозначением Т-80.
Лобовые части корпуса и башни Т-80 выполнены из комбинированной брони, борта прикрыты противокумулятивными экранами из армированной резины с броневыми плитами. Внутренние стенки боевого отделения и отделения управления покрыты подбоем из полимерного материала. Силовая установка состоит из газотурбинного двигателя ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., в дальнейшем более мощные ГТД-1000ТФ. Трансмиссия двухблочная механическая. Ходовая часть шестиопорная с мелкозвенчатой гусеницей с резинометаллическими шарнирами. Подвеска торсионная, на 1, 2 и 6 узлах подвески установлены гидроамортизаторы.
Вооружение включало стабилизированную в двух плоскостях гладкоствольную 125-мм пушку 2А46-1 с автоматом заряжания, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов и зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ с боекомплектом 300 патронов. Танк оснащен оптическим стабилизированным прицелом-дальномером ТПД-2-49, ночным прицелом ТПН-1-49-23. В 1978 году на вооружение принят танк Т-80Б с комплексом управляемого вооружения 9К112-1 "Кобра" с управляемой ракетой 9М112, модернизированной 125-мм пушкой пусковой установкой 2А46М-1 с термозащитным кожухом и встроенным устройством выверки прицела наводчика, прицелом-дальномером 1Г42, системой управления огнем 1АЗЗ, ночным прицелом ТПН-3-49.
В 1985 году на вооружение принят танк Т-80БВ с навесной динамической защитой. В том же 1985 году на вооружение принят танк Т-80У, оснащенный многотопливным газотурбинным двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., встроенной динамической защитой, комплексом управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс" с танковой управляемой ракетой 9М119, прицелом 1Г46, комбинированным активно-пассивным прицелом ТКН-4С, командирским прицельно-наблюдательным дневным-ночным комплексом ПНК-4С, автономным энергоагрегатом ГТА-18. Командирский танк Т-80УК оснащен комплексом оптико-электронного подавления ТШУ-2 "Штора", модернизированным комплексом управляемого вооружения 9К119М, системой дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов с неконтактными электронными взрывателями, УКВ радиостанцией Р-163-У, навигационной системой ТНА-4-3, бензиновым энергогенератором автономного питания.
Модификации Т-80.
Т-80 (об.219): базовая модель.
Т-80А (об.219А): модернизированный танк Т-80 выпускался в Харькове до Т-80УД.
Т-80Б (об.219Р): установка КУРВ 9К112-1 "Кобра", улучшена бронезащита.
Т-80БК (об.630): командирский вариант Т-80Б. Доп. навигационная и радиоаппаратура.
Т-80БВ (об.219РВ): вариант Т-80Б с динамической защитой.
Т-80У (об.219АС): установка КУРВ "Рефлекс", усовершенствованная система наведения, новая динамическая защита.
Т-80У(М) (об.219АС): модернизация Т-80У с новой СУО.
Т-80УК: командирский вариант Т-80У. Установлена система "Штора", ТНА-4-3, КВ радиостанция.
Т-80УМ-1: "Барс" Т-80У с системой активной защиты "Арена".
Т-80УД "Береза" (об.478Б): дизельный двигатель 6ТД.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-80:
- боевая масса, т: 46;
- экипаж: 3 человека;
- высота по крыше башни, м: 2,202;
- длина, м: 6,98;
- ширина, м: 3,58;
- пушка: 125-мм гладкоствольная пушка — пусковая установка
- боекомплект: 45 выстрелов;
- типы выстрелов: БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета;
- комплекс управляемого вооружения: 9К119;
- управляемая ракета: 9М119 с управлением по лучу лазера;
- дальность стрельбы: 100-5000 м;
- вероятность попадания ракеты в цель типа танк при стрельбе с места и с ходу: 0,8, на дальностях 4000-5000 м — 0,7
- дальномер: лазерный;
- стабилизатор: 2Э42 с электромашинным приводом горизонтального наведения;
- заряжание: автоматическое;
- пулеметы: один 12,7-мм, один 7,62-мм;
- броневая защита: комбинированная;
- динамическая защита: встроенная;
- дымовые гранатометы: 8 шт.;
- максимальная скорость: 70 км/ч;
- скорость преодоления водных преград, км/ч: 10;
- запас хода по шоссе, км: 400;
- двигатель: многотопливный ГТД;
- мощность двигателя: 919 кВт (1250 л. с.);
- трансмиссия: механическая, планетарная;
- подвеска: торсионная;
- гусеница: с РМШ и обрезиненной беговой дорожкой;
- глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой: 5 м.

Содержание украинских танковых армий, способных в течение дня дойти до границ стран Западной Европы, оказалось Украине слишком накладным, да и не нужным занятием. Теперь в воинских частях Днепропетровской области вместо танкистов располагаются десантники, переброшенные из-под Одессы.
Танк в современных условиях слишком уязвим и в реальном бою продержится не более получаса. Он подорвется на мине, будет уничтожен боевыми вертолетами или штурмовиками, а то и просто человеком с гранатометом. Он малоподвижен, а попытки компенсировать малоподвижность выливаются в толщину брони и вес, который нужно сочетать хотя бы со скоростью 70 км/час. За двумя словами "комбинированная броня" скрываются слои стали максимальной толщины 150 мм + 150 мм + 40 мм с прослойкой в виде сот с полиуретаном, на которые дополнительно навешаны защитные листы из алюминия, покрытие резиной, а ко всему этому требуется еще и активная защита с подрывом летящих в танк снарядов. А фильтры газотурбинных двигателей может забить пыль на грунтовой дороге…
И самолеты-ракетоносцы, и танк, как и многие другие средства вооружений, которые здесь не рассматриваются, не являются специализированным оружием, и пригодны для выполнения ограниченных функций, уязвимы в условиях, отличающихся от предусмотренных при проектировании.
Можно представить самолет или танк беспилотными, но представить танк на воздушно-космическом театре военных действий сложно, авиация для разных режимов полета имеет специализированные летательные аппараты: вертолет или самолет с вертикальным взлетом и посадкой, штурмовик, истребитель, бомбардировщик и др. При этом применяются различные калибры снарядом, различное топливо, требуется большое количество людей.
В Украине, с ее сравнительно небольшой территорией и отсутствием задач поражения противника на других континентах, все это традиционное многообразие на 90% может заметить одна универсальная боевая машина.

На фото: схема конструкции танка Т-80.


ВЫХОД
ВОЗВРАТ НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ
ДАЛЕЕ

Hosted by uCoz